400074, г. Волгоград,
ул. Циолковского, д. 39, офис 1006
пн-пт: с 9:00 до 18:00
сб, вс: выходной

Региональная общественная инспекция

Региональная общественная организация «Общественная инспекция – народный контроль волгоградской области»
Хартия солидарности
в сфере ЖКХ
Перейти
РАБОТАЕТ ОБЩЕСТВЕННАЯ “ГОРЯЧАЯ” ЛИНИЯ
ПО КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ
88442(59-69-05)
Перейти
Приемные граждан
по вопросам ЖКХ
Перейти
Непредоставление коммунальной услуги или предоставление ее ненадлежащего качества

Собственник жилого помещения многоквартирного дома спрашивает:

как зафиксировать факт не предоставления коммунальной услуги или предоставления ее ненадлежащего качества и что должен содержать акт о не предоставлении коммунальной услуги или предоставления ее ненадлежащего качества?

 

На вопрос отвечает Гончаренко Вячеслав Дмитриевич, кандидат юридических наук, доцент, член команды проектов «Институт общественных жилищных инспекторов и экспертов – масштабирование модели общественного контроля в сфере ЖКХ на территории Волгоградской области» и «Ресурсный центр комплексной поддержки СО НКО сферы ЖКХ Волгоградской области».

 

Главный документ, которым регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД — это «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила №354).

Кроме соблюдения данных Правил государство также призывает потребителей экономить энергоресурсы и проводить энергосберегающие мероприятия в наших многоквартирных домах (МКД). В связи с этим 23 ноября 2009 года вступил в силу Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Для каждого вида коммунальной услуги требования индивидуальны, поэтому остановимся лишь на основных моментах.

Холодная вода должна быть доступна жильцам дома всегда. Небольшие перерывы в ее подаче возможны (и то лишь в случае аварии) — но не более 8 часов в месяц в целом. Единовременное же отключение холодной воды разрешено максимум на 4 часа. Кроме того, холодная вода должна соответствовать СанПиН 2.1.4.1074-01 по составу и свойству. При этом давление в системе холодного водоснабжения должно соответствовать номам установленным законодательством.

Горячая вода тоже должна быть в кране круглосуточно. Допускается ежегодное 14-дневное отключение на профилактические и ремонтные работы. Разрешается и ее отсутствие из-за аварий, но тоже — не более 8 часов в месяц в целом и 4 часов единовременно. Правда, есть оговорка: если авария произошла на тупиковой магистрали, перерыв в подаче воды имеет право растянуться до 24 часов. По требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, температура воды должна быть 60–75 градусов. Допустимое отклонение ночью (с 0.00 часов до 5.00 часов) — не более 5 градусов, днем — не более 3 градусов. Перед тем как определить температуру горячей воды, ее можно сливать в течение 10 минут (не более). Горячая вода должна соответствовать по составу СанПиН 2.1.4.2496-09 и давлению подачи.

Водоотведение. Его допустимая продолжительность перерыва — не более 8 часов суммарно в месяц, 4 часа единовременно (в том числе при аварии).

Электроснабжение. Оно также должно быть бесперебойным. Допустимая продолжительность перерыва — 2 часа (при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания) и 24 часа (при одном источнике питания). Электроэнергия должна соответствовать ГОСТ 32144-2014 по напряжению и частоте электрического тока.

Газоснабжение — бесперебойное и круглосуточное. Допустимый перерыв — не более 4 часов суммарно  в течение месяца. Газ по своим свойствам должен соответствовать всем требованиям ГОСТ 5542-87 и иметь давление от 0,0012 МПа до 0,003 МПа. Максимально допустимое отклонение давления — 0,0005 МПа.

Отопление — бесперебойное и круглосуточное в течение всего отопительного периода. Допустимая продолжительность перерыва — не более 24 часов в течение месяца, не более 16 часов единовременно (при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 градусов до нормативной температуры). А вот отклонение давления в батареях от установленных значений в принципе не допускается.

Первое, что нужно сделать, если вы обнаружили, что в вашем доме внепланово отключили, к примеру, горячую воду или электричество и не включают, несмотря на то, что все законные сроки прошли, — позвонить, написать заявление в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя. Обязательно сообщите свои фамилию, имя, отчество, точный адрес помещения, где отключена услуга, и вид услуги (например, «В доме 5 по улице Зеленой уже более двух суток нет горячей воды»). Потребуйте, чтобы сотрудник аварийно-диспетчерской службы, который принял ваш звонок или заявление, сообщил вам свои фамилию, имя и отчество, номер, за которым он зарегистрировал сообщение, и время регистрации.

Как правило, в аварийной службе уже знают об аварии (и, разумеется, о том, что в домах у жителей нет горячей воды или света). Но бывают случаи, что сотрудники аварийно-диспетчерской службы понятия не имеют об отключении или ограничении услуги. Тогда они в течение двух часов (если вас устраивает это время) должны приехать к вам домой и зафиксировать факт: горячей воды нет (или она едва течет).

Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины происшедшего, он обязан сообщить о них и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации. Эта отметка и будет являться основанием для признания факта не предоставления услуги или предоставления услуги ненадлежащего качества. Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины происшедшего, он должен согласовать с потребителем точное время и дату установления факта или согласовать время и дату проверки качества предоставления услуги.

По результатам проверки составляется акт о не предоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).

Акт составляют в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывают этими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй остается у исполнителя. Остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвовавшим в проверке.

Если кто-то из заинтересованных участников проверки уклоняется от подписания акта, этот документ могут подписать другие участники проверки и не менее чем двое незаинтересованных лиц.

Если же спор относительно того, было или нет нарушение, так и не привел к общему мнению, жители дома и исполнитель КУ определяют, как они будут в дальнейшем проверять качество услуги. Имея на руках акт, фиксирующий предоставление КУ ненадлежащего качества, потребитель вправе обратиться за перерасчетом платы за данную КУ. При этом важно понимать, что перерасчет не может быть сделан ранее, чем с даты составления акта.

Штраф в пользу потребителя

С 1 января 2017 года управляющую организацию можно оштрафовать за неверно начисленную плату за КУ.

Механизм привлечения исполнителей КУ к финансовой ответственности за нарушения порядка расчета платы теперь прописан в Правилах № 354.

В качестве наказания за необоснованное увеличение платы за КУ (водо-, электро-, тепло-, газоснабжение и водоотведение) определен штраф в размере 50% от суммы превышения начисленной платы.

Для применения этой санкции потребитель, обнаружив в квитанции суммы, не соответствующие действительности, может направить в адрес исполнителя КУ заявление о выплате штрафа. Исполнителю отводится 30 дней на проведение проверки и принятие решения.

Если факт нарушения подтвердится, управляющая организация обязана сделать перерасчет и сверх того – в течение двух месяцев выплатить внимательному потребителю штраф. Правда, не в натуральном виде, а путем уменьшения размера платы за КУ. Для наглядности штраф будет отражен в платежном документе отдельной строкой.

При этом закон предусматривает два случая, когда управляющая организация сможет избежать наказания за неверные расчеты:

нарушение произошло по вине самого потребителя (к примеру, неверно поданы показания приборов учета);

нарушение устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.