400074, г. Волгоград,
ул. Циолковского, д. 39, офис 1006
пн-пт: с 9:00 до 18:00
сб, вс: выходной

Региональная общественная инспекция

Региональная общественная организация «Общественная инспекция – народный контроль волгоградской области»
Хартия солидарности
в сфере ЖКХ
Перейти
РАБОТАЕТ ОБЩЕСТВЕННАЯ “ГОРЯЧАЯ” ЛИНИЯ
ПО КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ
88442(59-69-05)
Перейти
Приемные граждан
по вопросам ЖКХ
Перейти
О ФУНКЦИЯХ И ПРАВАХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСПЕКТОРОВ

Кто может осуществлять общественный жилищный контроль?

Субъекты общественного жилищного контроля – это те, кто может осуществлять такой контроль. Контроль могут осуществлять многие органы, на создание которых мы реально никак не влияем. Прежде всего, это (ст. 9 ФЗ-212) общественные палаты РФ, регионов, городов, районов и сел (муниципалитетов), общественные советы при федеральных и региональных органах власти. Кроме того, к ним относятся различные общественные наблюдательные комиссии, инспекции, группы общественного контроля и (важно!) иные организационные структуры общественного контроля. К последней группе субъектов контроля в соответствии с п.8 ст. 20 ФЗ200 можно отнести Советы многоквартирных домов и других заинтересованных лиц. Что такое Совет МКД понятно, его права раскрыты в статье 161.1. Жилищного кодекса РФ. Кто такие «другие заинтересованные лица» нигде не раскрыто, поэтому к ним мы смело можем отнести любых лиц или организованные группы лиц, созданные жильцами для осуществления контроля. Тем более что статья 1 ФЗ-212 говорит нам, что (ст.2) «Граждане Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Никто не вправе … препятствовать реализации его (гражданина) права на участие в осуществлении общественного контроля». Субъекты общественного контроля могут создавать ассоциации и союзы, например, Ассоц организации участвуют в осуществлении общественного жилищного контроля в порядке, определенном ФЗ-212 и другими федеральными законами (ст. 3,4).

Что может контролировать общественный жилищный инспектор?

Что же могут делать субъекты общественного жилищного контроля при его осуществлении в соответствии с законом? Совет МКД и другие заинтересованные лица имеют право: Осуществлять контроль в тех формах, которые определены ФЗ-212. Организовывать мероприятия по общественному жилищному контролю и участвовать в них (что за мероприятия – не понятно; скорее всего, здесь дублируется пункт 1). Запрашивать у любого органа власти любого уровня и любой организации ЖКХ информацию в рамках осуществления жилищного контроля, кроме той, что является ограниченной законами (персональные данные, государственная тайна и т.п.). Посещать соответствующие органы власти и организации ЖКХ в соответствии с их административными регламентами и распорядком работы. Подготавливать и направлять в органы власти, организации ЖКХ, средства массовой информации документы по итогам осуществления жилищного контроля. В случаях нарушения прав и свобод граждан, интересов общественных и некоммерческих организаций направлять соответствующие материалы в органы прокуратуры и различным уполномоченным по правам человека. Обращаться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, общественных и некоммерческих организаций. Пользоваться другими правами в соответствии с законодательством РФ. Общественный жилищный контроль осуществляется во взаимодействии с Госжилинспекциями и органами муниципального жилищного контроля, которые обязаны рассматривать направленные им документы по итогам контроля, давать по ним обоснованные ответы в срок не более 30 дней, а в особых случаях – незамедлительно, учитывать предложения и выводы субъектов общественного контроля и принимать меры по защите прав граждан. Эта информация должна размещаться на сайтах указанных органов в сети «Интернет».

Что делать, когда управляющая организация не реагирует на акт, составленный общественным жилищным инспектором?

Основными формами общественного контроля в соответствии с ФЗ-212 являются: Общественный мониторинг – наблюдение за деятельностью организаций ЖКХ, органов власти и местного самоуправления. Закон почему-то относит проведение общественного мониторинга к компетенции только общественных объединений (палат, советов, комиссий, инспекций и т.п.) и некоммерческих организаций. Хотя, по-моему, без него невозможно провести все остальные формы контроля. Общественная проверка – действия по сбору и анализу информации, проверке фактов и обстоятельств по деятельности в области ЖКХ. Инициировать общественную проверку может любой субъект контроля, а значит и Совет МКД и любые «заинтересованные лица». Проводят проверку общественные инспекторы. Однако, по поводу прав общественного жилищного инспектора в законодательстве имеется нестыковка: ФЗ-212 указывает, что их права устанавливаются жилищным законодательством, а в п.5 ст. 20 Жилищного кодекса прописаны права только государственных и муниципальных жилищных инспекторов. Про общественный контроль сказано только то, что он проводится «в соответствии с законодательством Российской Федерации». Кому нужны результаты общественного контроля. И вот Совет дома провел общественную проверку, составил итоговый документ (акт). А нужен ли кому-нибудь этот акт, кроме самого Совета дома и жильцов? Возможно, что никому и не нужен. Статья 6 ФЗ-212 определяет принципы общественного контроля. И там, в п. 7 указано, что органы власти. Местного самоуправления, организации ЖКХ и т.п. обязаны рассматривать и рекомендации результаты общественного контроля, но вот учитывать их должны только в случаях, предусмотренных законодательством. Однако законодательных актов, которые устанавливают такие случаи, пока не принято и может быть не принято никогда. Можно попробовать обратится в суд или прокуратуру, но те будут рассматривать результаты общественного контроля на общих основаниях. Ответственность за нарушения законодательства об общественном контроле. Глава 4 ФЗ-212 устанавливает, что лица, нарушающие законодательство об общественном контроле, должны привлекаться к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации. Однако реально ни одним законом или другим законодательным актом такая ответственность в отношении общественного жилищного контроля (как и другого, кроме контроля в местах лишения свободы) не установлена. Поэтому эта ответственность носит чисто декларативный характер.