400074, г. Волгоград,
ул. Циолковского, д. 39, офис 1006
пн-пт: с 9:00 до 18:00
сб, вс: выходной

Региональная общественная инспекция

Региональная общественная организация «Общественная инспекция – народный контроль волгоградской области»
Хартия солидарности
в сфере ЖКХ
Перейти
РАБОТАЕТ ОБЩЕСТВЕННАЯ “ГОРЯЧАЯ” ЛИНИЯ
ПО КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ
88442(59-69-05)
Перейти
Приемные граждан
по вопросам ЖКХ
Перейти
11 августа 2021
ДОМ СОВЕТОВ: СПРАШИВАЛИ ПРО ЖКХ — ОТВЕЧАЕМ (Для чего нужен совет многоквартирного дома?)
ВОПРОС
поступил от Натальи Николаевны из Волгограда на телефон приемной граждан по вопросам ЖКХ 88442 52-93-22. Она спрашивает: «Для чего нужен совет многоквартирного дома?»
Отвечает Фетисов Михаил Викторович, руководитель комитета в сфере ЖКХ Региональной общественной инспекции, член команды проекта «Межрегиональный институт общественных жилищных инспекторов и экспертов – ресурсная площадка развития общественного жилищного контроля на территории регионов юга России».
ОТВЕТ
Совет многоквартирного дома (далее – совет МКД, совет дома, совет) избирается собственниками помещений в многоквартирном доме, в котором не создано товарищество собственников жилья (ТСЖ) и который не управляется жилищным кооперативом (ст. 161.1 ЖК РФ). Единственным органом управления таким домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание как орган управления принимает решения по наиболее важным вопросам, связанным с управлением многоквартирным домом.
Совет МКД не может заменить общего собрания. Роль совета МКД состоит в том, чтобы до общего собрания готовить предложения по вопросам, которые будут рассматриваться на общем собрании, а затем обеспечивать и контролировать выполнение решений, принятых общим собранием.
Кроме того, как показала практика, если в доме нет постоянно действующего органа, представляющего интересы собственников, то нет и возможности обеспечить постоянное взаимодействие с управляющей организацией и эффективный контроль за исполнением ею обязательств по договору управления.
Совет МКД является связующим звеном между всеми собственниками помещений в доме, а также между собственниками помещений и управляющей организацией. Членам совета МКД и его председателю важно помнить, что они «первые среди равных». Они не решают за собственников помещений, а помогают им принять решения и осуществлять контроль за их выполнением.
Если собственники помещений в многоквартирном доме хотят детально установить (ст. 44 ЖК РФ), какие именно действия они поручают совету многоквартирного дома (в рамках установленных Жилищным кодексом полномочий совета МКД и его председателя), а также в одном документе собрать решения по организационным вопросам деятельности совета, они решением общего собрания могут утвердить положение о совете многоквартирного дома.
Именно совет готовит предложения, представляет собственникам помещений свое заключение по условиям проектов договоров (в том числе используя результаты переговоров, проведенных председателем), осуществляет контроль за оказанием услуг и выполнением работ по договору управления домом, а председатель совета подписывает акты приемки услуг и работ, акты о нарушениях договорных обязательств и обращается в органы местного самоуправления при невыполнении управляющей организацией условий договора управления. Поэтому председатель совета МКД должен основываться не на своем единоличном решении, а на решении совета.
Для исполнения полномочий, предоставленных совету многоквартирного дома, председателю совета не нужны доверенности собственников помещений.
Одна из важнейших задач совета дома – подготовить предложения собственникам помещений по условиям договора управления многоквартирным домом, а это, прежде, всего, предложения по перечню услуг и работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества, который собственники помещений заказывают управляющей организации. А затем – предложение по размеру платы собственников помещений, обеспечивающей выполнение этих услуг и работ.
До сих пор в большинстве случаев собственники помещения сами не определяли перечень услуг и работ для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, – они принимали тот перечень, который предлагала управляющая организация в проекте договора управления многоквартирным домом. А сейчас совет МКД может самостоятельно подготовить перечень необходимых услуг и работ по содержанию и ремонту дома как предложение для собственников помещений и управляющей организации.
Управляющая организация управляет домом в соответствии с договором управления, который заключили с ней собственники помещений в многоквартирном доме. У совета МКД нет никаких отдельных договорных отношений с управляющей организацией. Поэтому совет дома, осуществляя контроль за выполнением управляющей организацией работ и оказанием услуг, действует как представитель собственников помещений в рамках договора управления многоквартирным домом. Порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления многоквартирным домом должен быть указан в этом договоре управления. Если порядок, установленный заключенным ранее договором, не позволяет совету дома осуществлять эффективный контроль, необходимо внести предложение общему собранию собственников помещений по внесению необходимых изменений в договор управления в отношении порядка осуществления контроля советом МКД и согласовать эти изменения с управляющей организацией.
Способами осуществления контроля советом дома могут быть:
1. присутствие членов совета МКД при выполнении отдельных работ или услуг;
2. ознакомление с содержанием технической документации на многоквартирный дом, которую ведет управляющая организация и в которой отражаются факты выполнения работ и услуг, их качество (журналы технического обслуживания и санитарного содержания общего имущества; акты приемки работ подрядчиков и др.);
3. документарные проверки, в том числе, например, проверки:
– проведенных перерасчетов по оплате коммунальных услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества (при установлении фактов непредоставления услуг (невыполнения работ) или нарушения их качества);
– условий договоров об использовании общего имущества в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций), заключенных управляющей организацией от имени собственников помещений в многоквартирном доме; полученных управляющей организацией доходов по таким договорам; расходования этих доходов в соответствии с решением общего собрания;
4. проведение регулярных (один раз в месяц, квартал, др.) встреч с уполномоченным представителем управляющей организации для рассмотрения отчета управляющей организации об исполнении плана работ по содержанию и ремонту общего имущества, других обязательств по договору.
НАПОМИНАЕМ
Получить консультацию, юридическую и медиативную помощь по вопросам ЖКХ БЕСПЛАТНО можно в Волгоградской области, Республике Калмыкия, Кабардино-Балкарской Республике по графику работы приемных граждан и «горячих линий» по капитальному ремонту многоквартирных домов http://mapo-ano.ru/приёмные-граждан-по-вопросам-жкх/
Работа ведется в рамках проекта «Межрегиональный институт общественных жилищных инспекторов и экспертов – ресурсная площадка развития общественного жилищного контроля на территории регионов юга России» с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
Исполнитель проекта: АНО ДПО «Международная академия профессионального образования».
Партнеры проекта: Комитет ЖКХ Волгоградской области, УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Волгоградской области», Региональная общественная инспекция, Региональные центры общественного контроля в сфере ЖКХ Волгоградской области, Республики Калмыкия, Кабардино-Балкарской Республики и др.